12 октября 2010 г.

Доза сострадания

Сегодня в программе "Справедливость" вновь была поднята тема, вызвавшая бурную реакцию в сентябре этого года.
Напомню: 3 сентября, в рязанской школе №1 состоялся траурный митинг, посвящённый памяти жертв теракта в Беслане 2004 года. 
В память погибших в Беслане учащиеся школы показали инсценировку, в которой  воссоздали картину тех трагических событий, включая гибель детей. Дети - участники спектакля падали на землю, как бы сражённые пулями террористов. От увиденного многие дети плакали.
 

Мнения опять разделились. Одни говорили о травматичности подобных инсценировок для детской психики, другие, и на этой стороне оказались практически все выступавшие педагоги, что родители плохо информированы о том, чем живут современные дети, - что их мир гораздо более жесток, чем мы думаем и, следовательно, это представление  не несёт травмирующего воздействия.
Их поддержал А.Венедиктов в том смысле, что , если теракты стали частью нашей жизни, - дети не должны оставаться в стороне от событий, что воспитание сострадания нельзя откладывать...
Согласна,- нельзя. Но нельзя и не учитывать пластичность детской психики,- необходимо подбирать адекватные, не травмирующие методы. А заявления педагогов о том, что мир современных детей жесток, отнюдь не оправдание,- дети не рождаются жестокими, а если становятся таковыми, так это результат жёсткой социализации, и заслуга самих педагогов в этом весьма значительна.
Кроме того, оценивая психологическое состояние детей в целом,  мы рассуждаем на уровне "средней температуры по больнице". А дети очень разные и, если из сотни зрителей травму получили хотя бы некоторые , - это уже преступление.
Наши педагоги никак не отойдут от "статистического" отношения к своим подопечным, что и понятно, - индивидуальный подход требует не только более высокого профессионализма, но совсем иной душевный уровень.

К сожалению не получило должного внимания мнение психотерапевта М.Сандомирского, говорившего о механизме и последствиях подобного воздействия на психику ребёнка. А он говорил об очень важных и реально происходящих реакциях.

Дети активней взрослых сопереживают событиям инсценировки, многие, буквально, вживаются в состояние героев постановки, начинают ощущать и чувствовать то же самое.
В результате, это становится их собственным переживанием и фиксируется бессознательным как собственный опыт. Далее в жизни ребёнка, как и у всех, будут происходить разные события, в том числе и негативные, и эмоционально острые. И в какой-то момент, бессознательное предоставит в качестве правильной реакции на происходящее то переживание, которое было на описанном митинге(все наши взрослые реакции исходят из первичного опыта встречи с подобными обстоятельствами). А какая там была реакция? - беспомощной жертвы.

Коварство ситуации в том, что при определённых обстоятельствах, эта реакция может поддерживаться и постепенно распространяться на все жизненные сферы человека. Так формируется "сценарий жертвы", - это очень нерадостная жизнь и без помощи специалистов из этого сценария не выходят.

Не стоит  испытывать на прочность детскую психику, даже из самых высоких побуждений!

"Всё есть яд, всё есть лекарство, мера всему - доза".

2 комментария:

  1. не видела сюжет. тема не однозначная. идея постановки такого рода спектакля - абсурдная и вредная по всем основаниям. с другой стороны, если рассматривать альтернативы, то возникает проблема рассогласования христианских и мусульманских ценностей, картин мира в целом.
    безусловно согласиться можно с тем, что период ранней социализации - тот фундамент, на котором всегда надстраиваются все последующие взрослые практики межличностного взаимодействия. так что психологи без работы не останутся)

    ОтветитьУдалить
  2. Да, подобные творческие порывы наших педагогов несут отсроченные последствия, - им отвечать не придётся.

    ОтветитьУдалить